Усадьба Трентэм Холл: реинкарнация

Сады Трентэм Холла переделывались несколько раз в течение последних столетий. В начале двухтысячных годов радикальные изменения в облик сада внесли знаменитые мастера ландшафта — англичанин Том Стюарт-Смит и голландец Пит Удольф. Сегодня Trentham Hall Gardens украшают цветники новой волны, а сами сады заслуженно считаются одной из крупнейших жемчужин современного садового дизайна.

trentem-holПервые изменения в дизайн приусадебных посадок в 1759 году внёс один из лучших ландшафтных архитекторов XVIII века Ланселот Браун (Lancelot Brown). Его пригласили, чтобы он разбил вокруг озера, растянувшегося на полтора километра, пейзажный парк (общая площадь имения около 330 га). В 1833 году произошли новые изменения — Чарльз Бэрри (Charles Barry) заложил в парке Итальянские цветочные сады с формальной планировкой. Обе этих работы в той или иной степени сохранились до текущего момента. В 1911 году второй герцог Сатерлендский продал принадлежавшее ему поместье, большинство строений пришли в негодность или разрушились, а парк стал местом всеобщего доступа.

2004 год можно назвать годом возрождения садов Трентэм Холла: Том Стюарт-Смит (Tom Stuart-Smith) создал современную интерпретацию верхней части бывшего Итальянского сада, а Пит Удольф (Piet Oudolf) переделал нижнюю, разделив ее на заливной луг и флористический лабиринт. Самая нижняя часть бывшего Итальянского сада — заливной луг у реки. Дизайн цветников здесь должен обеспечивать быстрое восстановление их декоративности после наводнения, а растения — выдерживать периодические подтопления.

Пит Удольф выбрал минималистичный подход, посадив среди обширных массивов невысоких сортов молиний небольшие «пятна» влаголюбивых цветов: астильб, астранций, горца стеблеобъемлющего, ирисов, купальниц, лилейников. Между приречным заливным лугом и современным Итальянским садом на 55 сотках раскинулся флористический лабиринт, также созданный Питом Удольфом. Узкие газонные и гравийные дорожки делят всю территорию на 32 отдельных цветника. В них небольшими группами высажены растения природного облика. Цветники выглядят привлекательно с ранней весны до того самого момента, когда их зимой срежут, но пик декоративности приходится на конец лета — осень, когда между высокими куртинами горца изменчивого, посконников, лабазников, мискантуса и горичника действительно можно легко потеряться. Цветники Пита Удольфа «работают» даже после того, как растения отцветут, благо мягкий английский климат и отсутствие обильных снегопадов это позволяют. Два больших газона в разных концах флористического лабиринта можно использовать для пикников, но полезнее — как смотровую площадку для изучения многочисленных эффектных цветочных сочетаний.

Верхней частью бывшего Итальянского сада занимался Том Стюарт-Смит. Ему удалось создать шедевр — совершенно новый образ итальянского сада, где формальное стало неформальным, искусственное — естественным, а вычурное — изящным. Добился он этого эффекта благодаря использованию набора растений природного облика в регулярной планировке. После реинкарнации сад изменился до неузнаваемости, но остался итальянским. По словам самого Тома Стюарта-Смита, намеренная «беспорядочность» и «хаотичность» его цветников только сильнее подчеркивает викторианский характер основы сада. Регулярная структура лишает их «текучести», и они не могут слиться с длинными миксбордерами работы Удольфа, обрамляющими современный Итальянский сад с обеих сторон. Контраст точеных форм хвойных растений и геометричных бордюров из самшита с пышными цветниками — основа дизайна этого сада. Огромные куртины горца стеблеобъемлющего, посконников, рудбекий, хаконехлоа, вейника, щучки и других декоративных злаков ведут себя внутри регулярной структуры как хотят. Помимо многолетников из привычного ассортимента растений новой волны для заполнения самшитовых бордюров в верхнем партере Том Стюарт-Смит использует однолетние и теплолюбивые многолетние растения: гайлардию, георгины, гладиолусы и даже эониумы. А в старинные вазоны высаживают красную бегонию, подобранную в тон ярким многолетникам.