Фокус-покус

Многим цветоводам хочется посадить в своем саду все растения, что идут к ним в руки, и они совершенно не осознают, какая опасность подстерегает их на этом пути. Опасность называется «хаос и безвкусица», когда высаживается все подряд. Как же избежать этой сумятицы и сделать свой сад неповторимым, заставить каждое растение играть только ему одному присущую роль, выделить солистов и подкрепить их индивидуальность окружением из подходящих статистов?

Фокус-покусЯ советую создавать в своем саду сразу несколько фокусных точек и разворачивать вокруг них целое представление. Таким центром притяжения может быть эффект­ный кустарник — пестролистный дерен, пузыреплодник калино­листный ‘Diabolo’ с пурпурными листьями или ‘Luteus’ — с желты­ми, гортензия древовидная, калина обыкновенная ‘Roseum’, крупный барбарис. Если позволяет площадь участка, это может быть и дере­во — декоративная яблоня ‘Royalty’ или яблоня Недзвецкого; любое эф­фектное хвойное растение. Можно использовать и красивый вазон или скульптуру. Эту роль часто выпол­няет и необычной формы крупный камень. Все зависит от вашего вкуса и той картины, которую вы хотите создать.

В моем саду такими фокусными точками являются клен ясенелист­ный ‘Flamingo’, ива цельнолистная ‘Hakuro-nishiki’ и… простая садовая скамья, выкрашенная в нежный розово-сиреневый цвет, который со­звучен окружающим ее растениям.

Но поговорим о моем самом лю­бимом фокусе — клене ‘Flamingo’. Для тех, кто еще не знаком с этим растением, объясняю — это неболь­шое деревце, в наших краях достигающее 2 — 3 м в высоту, с листьями необыкновенной расцветки. Весной они украшены бело-розовыми узо­рами лишь с небольшими зелены­ми вкраплениями, затем зеленый тон усиливается, розовый ослабе­вает, и к осени листья становятся бело-зелеными.

Сразу оговорюсь, все каталоги относят это расте­ние к пятой климатической зоне, а среднюю полосу России — к чет­вертой. То есть по всем параметрам это растение не должно у нас жить. Но волшебство заключается в том, что оно растет и процветает во мно­гих садах даже без зимнего укрытия. Конечно, верхние ветви подмерза­ют, весной их надо удалять, но зато каждый год деревце как бы обнов­ляется — отсюда и нежный розовый цвет листьев на молодых побегах. После нескольких лет наблюдений за своим любимцем я пришла к вы­воду, что, даже если бы клен не обмерзал, его все равно надо было бы стричь, чтобы получить этот не­обыкновенный розовый оттенок.

На протяжении всего сезона картина вокруг клена меняется. Весной высаженная по бордюру фиалка душистая создает белое по­крывало у ног просыпающегося деревца, напоминая о прошедшей зиме. Ей вторит анемона дубравная, усиливая белую тему и поддержи­вая светлую окраску листьев клена. В начале лета цветовая гамма преображается — насыщенные яркими красками люпины рассыпаются во­круг, притягивая к себе взгляды зри­телей. Их окраску и прямую форму поддерживают ирисы бородатые, а анемона все продолжает цветение, «подбеливая» композицию. На помощь ей приходят белые дельфи­ниум и шалфей ‘Schneehugel’, схо­жие между собой по форме и цвету, но разные по размеру.

В июле начинается настоящая феерия — это флоксы устраивают нево­образимое представление, соревнуясь друг с другом в яркости красок. Они затевают оживленную перекличку с астильбами, подобранными не только по тону, но и по разным срокам цвете­ния и передающие друг другу крас­ки как эстафетную палочку. Пикантная добавка к этому пыш­ному балу — цветение небольших лилейников. Высаженные «в ноги» флоксам небольшие лилейники не­сут еще и некую садовую хитрость. Дело в том, что ближе к концу цве­тения красавцев флоксов их стебли дурнеют — чернеют, подсыхают, становятся непривлекательными. Вот тут-то и приходит на помощь «группа прикрытия» в виде куртин лилейников.

В этой композиции есть и дру­гие растения, каждое из которых выполняет строго определенную функцию: тысячелистник птармика и полынь Людовика выполняют ту же роль, что и гипсофила в сре­занных букетах, — придают воз­душность композиции и отделяют один цвет от другого, подчеркивая индивидуальность каждого. Клопогон ‘Brunette’ с очень поздним цве­тением, создает контраст клену сво­ей почти черной листвой, а осенью, когда другие участники представле­ния уходят со сцены, выбрасывает белые свечки, которые выделяются в темноте и источают запах клубни­ки, смешанной с медом.